Семинар по теме "Педагогические туры"
12 декабря 2022
12 декабря 2022 года с учителями школы проведен семинар по теме «Педагогические туры».
Цель: Формировать у членов педагогического совета следующие компетенции: умение осуществлять самоанализ профессиональной деятельности; умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности.
Педагоги познакомились с технологией «Педагогические туры», смысл которой заключается в формировании малой группы из 3-5 наблюдающих плюс модератор, которая за короткое время посещает большое количество уроков.
Главная цель – не оценить учителя или давать ему советы, а сравнение своей практики с опытом коллег. Эта технология позволяет не обижать опытных учителей, а сохранять их реноме в коллективе.
Педагогический тур проходит в течение одного дня. Такие мероприятия рекомендуется проводить не реже чем один раз в четверть.
Группа учителей вместе с модератором максимально бесшумно располагается в классе, не мешая ходу урока. Наблюдение ведется в течение 15 – 20 минут. За 1 академический час группа наблюдает 2-3 урока, посещает 5-6 учителей в день (каждый день делается упор на определенный аспект урока). Можно организовать выбор среди коллег, используя список педагогических проблем:
- разные возможности для ответа школьников с разным уровнем обученности;
- время для размышления над ответом;
- индивидуальная помощь и внимание детям на уроке;
- активность учеников на занятии;
- близость учителя к ученикам;
- реакция учителя на ответ обучающегося;
- способы выражения похвалы, одобрения достижений детей;
- занятость всех учеников на уроке;
- решение дисциплинарных проблем;
- скука на уроке;
- усвоение обучающимися содержания урока;
- пассивное слушание обучающегося учителем и др.
По окончании наблюдения модератор организует обсуждение по строго заданной структуре. Сначала учителя описывают, что они видели. Ведущему рекомендуется следить за тем, чтобы в дискуссии не было оценочных суждений. Важно обсудить, что делал учитель и чем при этом занимались ученики. Затем группа анализирует данные. Учителя предсказывают возможные реакции и пути развития урока и отвечают на вопрос: «Если бы вы были учеником на этом уроке у этого учителя и делали все то, что от вас ожидается, то чему бы вы научились, как бы вы отреагировали на такой тип действий?»
Следующий этап работы может происходить как продолжение первого обсуждения, но его также можно организовать и через несколько дней. Важно от уровня обсуждения данных перейти на уровень конкретных улучшений.
Огромный плюс педагогических туров в том, что они позволяют опытным учителям, которые открывают двери своих классов, не оказаться в ситуации критики. Эта технология нацелена на наблюдение, а не на советы. Чтобы не было волнений недовольств в коллективе, важно соблюдать ключевые правила:
- учителя не должны обсуждать то, что они видели на уроке, с теми, кто не участвует в группе;
- нельзя выносить за пределы группы то, что говорилось на общем обсуждении;
- не надо давать учителю, который вел урок, обратную связь, если он прямо об этом не попросит;
- при составлении и распространении рекомендации не называть имена учителей, на чьих уроках были обнаружены оплошности;
- во время группового обсуждения важно концентрироваться не на том, какой учитель плохой или хороший, а на том, что происходило в классе;
- учителя, к которым приходят на занятия, не должны делать урок образцово показательным, а проводить обычное рабочее занятие;
- учитель должен знать, за каким аспектом урока будет вестись наблюдение.
После ознакомления с технологией педагогами принято решение перейти от теории к практике, и в следующей четверти запланировать и провести день посещения уроков коллег.